Успенский пост

14 августа начался Успенский пост, который учрежден в честь Пресвятой Богородицы и продлится до 28 августа – Успения Пресвятой Богородицы. Для прихожан нашего Храма Успения Пресвятой Богородицы — это особенный праздник, престольный. 23 года назад с этого дня возобновились литургические службы в Храме. Подробнее о том, что предшествовало этому и как восстанавливался храм можно прочитать в Книге об истории храма на нашем сайте.

А сейчас немного расскажем об Успенском посте и трех праздниках, которые обрамляют Успенский пост.

Упоминания об Успенском посте дошли до нас с древних времен христианства. Окончательное же его установление произошло на Константинопольском соборе 1166 года, проходившем под председательством Патриарха Луки. Успенский пост связуют три праздника – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (медовый Спас), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (яблочный Спас) и перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (Спас на холсте).

Происхождение (изнесение)  Честных Древ Животворящего Креста Господня (медовый Спас)
(празднуется 1 августа (14 августа по н.ст.), в первый день Успенского поста)


Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывающих там в августе. Начало этого праздника относится к IXвеку, а с XII-XIII веков он утвердился во всех поместных Церквах. В Константинополе был обычай выносить ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившуюся в домовой церкви византийских императоров, в храм св.Софии и совершать водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (по ст.ст.) две недели эту святыню носили по городу. 14 августа (28 августа по нов.ст.) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царственные палаты.
В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа (14-го по нов.ст.) совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе «Первый медовый Спас», «Спас на воде»). С этого дня благословляется вкушение мёда нового сбора.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (яблочный Спас)
(празднуется 6/19 августа)


Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Это великий двунадесятый праздник. В этот день освящают яблоки и виноград, поэтому его еще называют Яблочным Спасом.
Тропарь праздника, глас 7-й

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

 

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа

(Спас на холсте)

Тропарь праздника, глас 2-ый

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,
просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:
волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,
да избавиши яже создал еси от работы вражия.
Тем благодарственно вопием Ти:
радости исполнил еси вся, Спасе наш,
пришедый спасти мир

 

По преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессы правил Авгарь. Он был поражен проказой по всему телу. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф.4, 24) дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не смог подойти к Нему из-за большого течения людей, слушавших проповедь Спасителя. Но Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу и Авгарь получил исцеление.

 

по материалам портала  pravoslavie.rupravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *